|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Беседа 22 декабря 1909 г.


В скиту есть обычай принимать у Старца благословение на ночь и на день.
Утром и вечером весь скит приходит к игумену, и он всех благословляет. Великое значение имеет крестное знамение. Никто не знает, что принесет наступающая ночь, потому как важно оградиться силою Честного и Животворящего Креста. Иногда у нас в кельях случаются странные вещи.
Не так давно, в 1907 году, здесь в скиту скончался один схимник о.Памфил . Был он раньше на военной службе, участвовал в Венгерской войне и Крымской кампании, а затем все оставил и ушел в монастырь.
Однажды он пришел к утрене очень расстроенный, ахает и большой палец у него перевязан.
– Что случилось? – спрашиваем.
– Да вот, братцы, ночью бесы одолели. Только что я лег в постель и заснуть еще не успел, как вижу: целою вереницею идут ко мне какие-то люди в пиджаках, точь-в-точь как слуги в трактирах. Думаю, откуда бы прийти этим людям, обе двери закрыты на ключ. Понял я тогда, кто это.
– Зачем вы идете сюда, окаянные? Кто вас звал?
– А вот мы тебе покажем, – отвечают, – распните его!
Схватили меня. А я-то растерялся и перекреститься не успел. Начали меня распинать. Растянули руки и ноги, и один из бесов ударил меня молотком, хотел, по-видимому, в ладонь, да промахнулся, попал в палец, весь его раздробил. Сильную я ощутил боль и воскликнул: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!” Бесы тотчас исчезли. Смотрю я, вся рубашка у меня в крови, палец болит нестерпимо. Перевязал я его. Вижу – пора уже идти к утрене. Верьте мне, братие, не солгу я.
Действительно, из Житий святых известно, что бесы могут наносить человеку и телесный вред. На прп. Антония бесы часто нападали чувственным образом и били его. Однажды , явившись во множестве, они стали бить Преподобного скорпионами, т.е. ремнями, оканчивающимися острыми зубами, которыми вырываются из тела целые куски мяса. Это была страшнейшая из пыток у римлян. Св. Антоний ощутил нестерпимую боль и воззвал: “Господи, Господи!” Бесы исчезли. Весь окровавленный лежал Святой без движения, и вдруг явился Спаситель. Одним прикосновением Он исцелил св.Антония.
– Господи, где же Ты был? – воззвал прп. Антоний, – отчего допустил так надругаться над рабом Своим?
– Здесь был, – ответил Господь, – видел подвиг твой, но не явился тебе раньше, чтобы ты сам посрамил бесов.
В Оптиной был другой случай. Поступил к нам в скит послушником один фельдшер Иван. Батюшка о.Амвросий взял его под свое руководство. Этот Иван рассказывал про себя следующее.
Жил он в Тульской губернии и познакомился однажды с одним чародеем; тот был по происхождению еврей, неизвестно только, крещеный или некрещеный. Захотелось фельдшеру поучиться искусству волхования. Тот согласился принять его своим учеником. На первый раз принес скамейку и велел Ивану положить на нее свои руки, тот положил, и скамейка поднялась до потолка. Испугался ученик и бросился бежать, а учитель, останавливая его, говорит: “Куда ты, трус? Хочешь постичь всю премудрость, а сам от ничтожной вещи пугаешься”. Успокоился Иван, вернулся. С тех пор учение пошло успешно. Скоро он начал видеть самих духов. С одной стороны, кажется странным, что безтелесные духи могут являться чувственным образом и при том многоразлично: то в виде человека, то – кошки, даже (как этот рассказ напоминает наши спиритические сеансы!) в виде лунного луча, – как однажды явился он чародею с учеником. Надо думать, духи избирают себе тело из материи, находящейся в пространстве, которой и сообщают ту или иную форму.
Погибал фельдшер, но Господь, не хотящий погибели человеческой, неисповедимыми путями привел его в нашу святую обитель. Жил он у нас несколько времени. Раз ночью приходит он к о.Амвросию и просит келейника разбудить батюшку.
– Ну, куда ты пришел ночью, – говорит келейник, – батюшка спит, он устал, приди завтра.
– Нет, – отвечает Иван, – батюшка велел мне приходить во всякое время дня и ночи.
Разбудили о.Амвросия. Тот внимательно выслушал пришедшего, который рассказал ему следующее:
– После вечернего правила я захотел лечь, как вдруг вижу – сидит у меня какой-то человек, уже преклонных лет. Двери у меня крепко заперты, следовательно, войти никто не мог. Я догадался, что это бес. А он говорит мне: “А ведь ты очень негодно поступил, был нашим другом, мы сообщали тебе уже некоторые тайны, и вдруг ты все бросил и привязался к этому старичишке”. – “Что же мне делать?” – спрашиваю. – “А вот что: как ты бросил нас, так брось и его. Только пожелай, и я тебя в одно мгновение перенесу отсюда к твоему бывшему наставнику”.
– Да у меня шубы нет, а на дворе мороз.
– Не безпокойся, и лошади, и шуба, все есть.
– Скит заперт.
– Перелезем через ограду, а там уже тройка ждет.
– Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго, – воскликнул я, и бес моментально исчез. Но на меня напал неизъяснимый страх, думаю: вдруг он опять вернется и задушит меня, вот и прибежал я к вам, отче.
Среди духов не все равны, как в войске, есть солдаты, офицеры, генералы и генералы над генералами. Так и в бесовском войске. Известен Евангельский рассказ об исцелении гадаринского бесноватого (Мк. 5, 9–19; Лк. 8, 26–39). Когда Господь спросил обитавшего в человеке беса, как тебе имя, тот ответил: легион. В римском войске легион состоял из 6400 человек: следовательно, в бесноватом был начальник бесов.
Когда о.Амвросий выслушал монаха, то сказал:
– Хорошо, что ты пришел, у тебя был бес 8-ми легионный, силы страшной, и почти никто не избавляется от него.
– Как же я от него избавился?
– Господь возвестил мне, что ты в опасности, и я встал на молитву. Слава Богу, что ты вспомнил Его страшное и святое имя и изгнал им беса.
Что стало потом с этим монахом – неизвестно. Ушел он на военную службу и больше в обитель не вернулся.
Великое имеем мы, верующие, оружие – это сила Животворящего Креста. Как подумаешь, страшно становится за неверующих, они совершенно безпомощны: это равно, как если бы человек, совершенно безоружный, ночью отправился в дремучий лес, – да его там растерзает первый попавшийся зверь, а защищаться ему нечем. Мы же не будем страшиться бесов. Сила крестного знамения и имя Иисусово, страшное для врагов Христовых, спасет нас от лукавых сетей диавольских.
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .